Потеря давления масла и масляное голодание двигателя


Масляное голодание

Причинами могут быть:

  1. Выход маслонасоса  из строя -заклинил (брак завода изготовителя, некачественное масло, инородные частицы, работа без масла).
  2. Естественный износ деталей  системы смазки и масляного насоса.
  3. Отказ компонентов системы смазки и  маслонасоса ( редукционный клапан).

Рассмотрим каждый пункт:

Масляный насос

маслонасосы.JPG 

     Маслонасос заклинил. Может быть брак завода изготовителя, когда не был выдержан тепловой зазор между вращающимися деталями и корпусом. Как известно из физики,  при нагревании  тела расширяются,  а рабочая температура масла достигает  110 градусов, вполне достаточно для клина. Встречается редко, но в практике такой случай имел место, как и случай с разрушением маслонасоса.

Следующей проблемой клина могут быть наличие инородных частиц-  продуктов износа трущихся деталей двигателя,  например частицы износа вкладышей, поршневой группы и т. д.

Маслонасос разобранный.JPG

К инородным частицам можно отнести   твердые продукты нагара и отложений внутри на стенках двигателя , возникшие  при несвоевременной замене или  низком качестве масла. Перечисленные выше частицы представляют собой  опасность,  проходя сквозь сетку маслоприемника

насос с маслоприемником.JPG

и  попадая в рабочую полость маслонасоса.

 маслонасос.jpg

Происходит накатка  рабочих шестерен маслонасоса, затем клин. На маслонасосах TFSI устанавливается две сетки, одна грубой очистки в маслоприемник,

маслоприемник.JPG

другая после маслонасоса перед входной магистралью - тонкой очистки.

сетки.JPG

   Естественный износ  деталей системы смазки и самого масляного насоса подразумевает собой  увеличение монтажного зазора сопрягаемых деталей за определенный пройденный километраж .Страдают автомобили с пробегом за 200 000 км. Чем меньше производительность масляного насоса, тем меньше масла получают такие нагруженные узлы как вкладыши коленчатого вала, балансирные валы, валы и постели распредвалов, одним словом все вращающиеся и трущиеся детали двигателя. При увеличенных зазорах появляются дополнительный шум и стуки в моторе . У двигателей TFSI пожалуй больше всего страдают именно постели  распредвалов,  самая верхняя точка смазки.

Из опыта вскрытых нами двигателей потертости на коренных и шатунных вкладышах

коренные вкладыши.JPGшатун.JPG

были обнаружены в сравнительно ранний срок эксплуатации порядка 40000-120000км пробега, это может быть  связано с качеством  заливаемого масла, манерой езды на резких максимальных нагрузках, или же с производительностью самого насоса. По сравнению с  конструктивными особенностями двигателей ранних годов выпуска  в двигатели TFSI внедрены такие узлы как форсунки охлаждения поршней,

форсунки охлаждения.JPG

два  балансирных вала,

балансиры.JPG

промежуточная шестерня правого балансирного вала,

шестерня балансира.jpg

два натяжителя -основной цепи и цепи балансирных валов,

два натяжителя.JPG

регулятор фаз газораспределения,

Регулятор фаз.JPG

увеличилось количество гидрокомпенсаторов,

Гидрокомпенсатор.JPG

привод вакуумного и топливного насоса высокого давления,

Корпус вакуумного насоса.JPG

турбина,

Турбина.JPG

и все эти узлы требуют хорошей смазки, возможно поэтому масляный насос не живет так долго. В  двигателях  второго поколения  устанавливаются  регулируемые масляные насосы, благодаря системе  сброса лишнего масла на средних нагрузках разгружается сам  маслонасос  тем самым увеличивая  срок ого службы.

   Редукционный клапан.

клапан маслонасоса.JPGредукционный клапан.JPG

    Редукционный клапан установлен непосредственно в самом масляном насосе, и выполняет функцию сброса повышенного давления  масла. Диапазон  составляет  0,8-4 кг см. Если давление превышает  4 кг см - открывается редукционный клапан и  масло из масляного насоса перетекает  в поддон. Если под клапан попадает металлическая стружка   ( продукт износа деталей) , происходит эффект зависания, т е клапан клинит, и клинить он может в любом положении, как в закрытом, так и в открытом. Если клапан заклинил в закрытом положении, то в системе  возникает  большое давление, последствиями которого могут быть  выдавливание резиновых уплотнений (например уплотнительная резинка масляного фильтра,  уплотнительное кольцо в районе подачи масла от блока к турбине), перекачивание  маслом гидрокомпенсаторов, вследствие чего они не успевают сбрасывать давление масла и клапана находятся в приоткрытом состоянии, в результате потеря мощности двигателя и нарушение компрессии а может и встреча клапана с поршнем. Большей частью страдали двигатели предыдущих поколений  группы VAG. Если  клапан клинит в открытом положении, то насос перепускает масло через себя, тем самым не происходит  нагнетание в масляную  систему и на щитке приборов  появляется сигнал  о недостаточном давлении или горит красная сигнальная лампа давления масла (лейка).

    Происходит  следующие: регулятор фаз газораспределения,

Фазорегулятор.JPG

установленный на впускном распредвале, и являясь с ним единым  целым, не получая достаточного количества масла начинает хаотично менять положение относительно распредвала в определенном диапазоне, издавая посторонний шум или стук в двигателе, или выбрасывать ошибку  Р0016 о рассинхронизации валов датчика распредвала и коленвала, загорается CHECK, двигатель уходит в аварийный режим, его трясет на холостых оборотах, при нажатии на газ не развивает мощность, или глохнет. Не ошибусь, если скажу, что у 50% автомобилей TFSI имеющие  пробег  50000 км и более,   двигатели работают шумно именно из за впускного распредвала  с регулятором фаз газораспределения.  Постели   распредвала , сами распредвалы

крышка клапанов.JPG

и гидрокомпенсаторы являются более уязвимыми местами, потому как они являются одними из самых последних точек системы смазки, и к ним масло поступает в последнюю очередь.  Не получая нужного количества масла  происходит работа на сухую, итог -  задиры как  самих распредвалах , так и постелей, затем происходит заклинивание. Хотелось бы еще отметить , что при износе постелей распредвалов капремонт двигателя  может быть нецелесообразен. Подробнее эта ситуация будет описана в главе «ремонт головки блока цилиндров».  

   Натяжитель  основной цепи.

Новый натяжитель.JPG

На подпружиненный плунжер натяжителя действует давление масла, который в свою очередь давит на успокоитель основной цепи, тем самым удерживая последнюю в натянутом рабочем состоянии.

Работа натяжителя.jpg

При отсутствии масла в системе при работающем двигателе, цепь, воздействуя на успокоитель, пытается вернуть плунжер в исходное положение, идет обратный процесс. Единственным звеном  которое не дает плунжеру вернутся в начальное положение является ограничительный ползунок с зубцами на натяжителях старого образца,

Старый натяжитель.jpg

 и стопорное кольцо на натяжителях нового образца,

стопор нового натяжителя.jpg

которые  не в силах  выдержать ударные нагрузки  цепи.  Как следствие  перескакивание цепи или ее обрыв

цепь.JPG

и гнутые  впускные, а может быть и все клапаны.

Клапана.JPG

Так что дальнейшая работа  двигателя  без давления масла напрямую связана с вот этими маленькими деталями.